Скорочтение –
это быстрое восприятие текстовой информации с ее оптимальным осмыслением и
усвоением, а также умение маневрировать скоростью чтения с учетом стиля и
жанра текста. Эффективно читать – значит быстро читать, понимать и запоминать.
Скорочтение – это чтение про себя, плавной волной по
вертикали с лучшим пониманием, восприятием информации и общимускорением развития.
Мнение о том, что медленное
чтение способствует лучшему и прочному усвоению прочитанного, опровергнуто
наукой. Чем быстрее человек читает, тем лучше восприятие и больше
запоминание. Научными исследованиями доказано, что только прискорости чтения 400 и больше слов в минуту
мозг начинает активно трудиться, эффективно усваивать информацию; более медленное чтение уменьшает сосредоточенность
и, следовательно, ослабляет понимание, происходит торможение мыслительных
процессов (многие вообще берут почитать книжку на ночь, чтобы быстрее заснуть).
Глаза
человека находятся в одном из двух возможных состояний: остановки и движения. При
чтении в среднем 93% времени тратится на фиксации (остановки), во время которых
и происходит сканирование информации, проецируемой в мозг участками строк.
Впечатление непрерывности возникает из-за способности глаз сохранять видимое
изображение на сетчатке (так же как при просмотре фильма мы не замечаем
мелькания 24 кадров в минуту).
Скорость
чтения зависит от количества фиксаций на одну строку, от объема воспринимаемой
информации в момент остановки и от числа регрессий (возвратных движений глаз к
уже прочитанному). У большинства людей взгляд останавливается на словах,
слогах, в лучшем случае на словосочетаниях (у тренированных студентов) и при
этом постоянно возвращается к уже прочитанной информации.
Попробуйте
повращать быстро головой, глядя в одну точку. Ощущаете головокружение,
укачивание, утомляемость?Понятно,
почему падает восприятие ина каком-то
этапе мозг отключается? В итоге получается, что читал, читал, т.е. водил
глазами по странице, а что читал - ничего не понял.
Упражнения курса «Скорочтение и развитие
памяти» построены таким образом, чтобы исключить регрессии и расширить поле
восприятия информации – научиться во время фиксации воспринимать не одно слово,
а группу слов (если поле восприятия увеличить в 3 раза, то на чтение текста
автоматически станет затрачиваться в 3 раза меньше времени).
При чтении происходит последовательная
работа 3 каналов: зрительного (глаза), речедвигательного (гортань, язык,
зубы, небо, губы), слухового. Такая многоступенчатая обработка текста тормозит
чтение и снижает качество усвоения прочитанного, потому что:
- при проговаривании глаза слишком долго
задерживаются на одном слове (хотя способны сканировать целые комплексы слов);
- скорость чтения привязана к работе
органов речи (не более 150-300 слов в минуту);
- человек воспринимает скорее
услышанный, чем увиденный текст (хотя глаза могут воспринимать и передавать
информацию в мозг в 10000 раз быстрее, чем уши);
- проговаривая, человек внимает скорее
словам, чем мыслям.
Текстовая информация может передаваться
в мозг напрямую, минуя речь и слух. Побороть стереотип проговаривания текста
про себя, подавить речедвигательный рефлекс, предельно сжать внутреннюю речь
– значит пройти полдороги к овладению скорочтением.
В целом, основными причинами
медленного чтения являются регрессии (возвращения назад); артикуляция (проговаривание
текста про себя); малое поле зрения; неэффективная работа анализаторов,
доставляющих информацию в мозг; а также слабое внимание, пассивность памяти,
вялое мышление, низкая скорость обработки и перебора информации.
Поэтому программа курса «Скорочтение и
развитие памяти» направлена на развитие скорости
мышленияиобработки информации (быстрый ответ на вопрос, быстрый поиск нужной
информации, нужного слова в словаре, эти качества важны на экзамене, в личном
контакте, при поиске работы); развитие зрительной, слуховой и образной памяти.
В программе курса предусмотрены
специальные упражнения на развитие различных свойств внимания. В процессе обучения у всех без исключения возрастает
объем, устойчивость и концентрация внимания.
Т.е. курс очень многогранен и каждый
будет брать свой пласт, у каждого свои задачи. Поэтому здесь не
сравниваются результаты, каждый работает индивидуально, самостоятельно. И
результат зависит даже не столько от начального уровня и способностей, сколько
от интенсивности работы, умственных усилий, активного и осознанного участия.
В результате обучения
на курсе «Скорочтение и развитие памяти» приобретаются следующие умения и
навыки:
ØУвеличение скорости чтения в 2 – 10 раз;
ØВыработка рациональных умений работы с текстом, умение быстро и точно
выбирать нужные книги из большого объема литературы или нужные тексты из
книги.
ØНавыки психологической подготовки к чтению.
ØНавыки гибкого изменения скорости чтения в процессе работы с каждым
текстом.
ØБыстрый, точный и экономный отбор нужной информации из любых текстов.
ØУлучшение качества усвоения прочитанного.
ØАктивизация внимания, укрепление памяти, привычка работать с высоким
уровнем внимания.
ØРазвитие мышления и навыков самонаблюдения.
ØОбщая интенсификация интеллектуальной работы.
Данная
методика совершенствует умение грамотно, быстро и четко оформлять свои мысли;
позволяет избежать утомляемости во время чтения; дает возможность быстро и эффективно
познакомиться с новой информацией, повторить весь изученный материал, успешно
сдать экзамены, пройти собеседование. Полученные навыки обработки информации
могут способствовать профессиональному росту, успешному карьерному продвижению.
Теперь оборганизационных
моментах.
Основной курс
включает 8 занятий по 3 академических часа. Важно не делать пропусков, особенно
первые 4 занятия, т. к. идет постановка взгляда, периферического зрения,
убирание артикуляции, т.е. закладывается основа дальнейших умений и навыков.
Первые 4 дня
может быть ощущение дискомфорта, т.к. идет тренировка мышц глаз (ощущение как
после спортзала, когда давно не занимались. Зато у некоторых после прохождения
курса наблюдается улучшение зрения). Первые дни самые сложные, т.к. чтение идет
без восприятия, нарабатываем технику, нужно набраться терпения и выполнять
упражнения. Нагрузка значительная, но и дети, и взрослые справляются.
Также есть
ограничение по начальному уровню скорости чтения. Для прохождения курсов скорочтения
начальный уровень должен составлять не менее 100 слов в минуту вслух (потому что именно с этого порога становится
возможным восприятие текста напрямую, минуя речь и слух; а также чтение мыслей,
сути текста, а не каждого слова в отдельности).
Понятно, что в итоге у каждого будет
свой результат и своя скорость чтения. Кто-то говорит: «А, читаю 400 слов – мне
хватит», кто-то выходит на значительные результаты, а для некоторых 150 слов в
минуту это подарок. В любом случае интеллектуальное развитие получают все.