Центр интеллектуального развития "ОРФЕЙ"
Меню сайта
Категории каталога
Кое что о скорочтениии [4]
Для кого этот курс? [4]

Каталог статей


» » Кое что о скорочтениии

Скорочтение как оно есть

Скорочтение – это быстрое восприятие текстовой информации с ее оп­тимальным осмыслением и усвоением, а также умение маневрировать скоро­стью чтения с учетом стиля и жанра текста. Эффективно читать – значит бы­стро читать, понимать и запоминать.

Скорочтение – это чтение про себя, плавной волной по вертикали с лучшим пониманием, восприятием информации и общим  ускорением развития. 

    Мнение о том, что медленное чтение способствует лучшему и прочному усвоению прочитанного, опровергнуто наукой. Чем быстрее человек читает, тем лучше восприятие и больше запоминание. Научными исследованиями доказано, что только при  скорости чтения 400 и больше слов в минуту мозг начинает активно трудиться, эффективно усваивать информацию; более медленное чтение уменьшает сосре­доточенность и, следо­вательно, ослабляет понимание, происходит торможение мыслительных процессов (многие вообще берут почитать книжку на ночь, чтобы быстрее заснуть).

 

Глаза человека находятся в одном из двух возможных состояний: остановки и движения. При чтении в среднем 93% времени тратится на фиксации (остановки), во время которых и происходит сканирование информации, проецируемой в мозг участками строк. Впечатление непрерывности возникает из-за способности глаз сохранять видимое изображение на сетчатке (так же как при просмотре фильма мы не замечаем мелькания 24 кадров в минуту).

Скорость чтения зависит от количества фиксаций на одну строку, от объема воспринимаемой информации в момент остановки и от числа регрессий (возвратных движений глаз к уже прочитанному). У большинства людей взгляд останавливается на словах, слогах, в лучшем случае на словосочетаниях (у тренированных студентов) и при этом постоянно возвращается к уже прочитанной информации.   

  Попробуйте повращать быстро головой, глядя в одну точку. Ощущаете головокружение, укачивание, утомляемость?  Понятно, почему падает восприятие и  на каком-то этапе мозг отключается? В итоге получается, что читал, читал, т.е. водил глазами по странице, а что читал - ничего не понял. 

Упражнения курса «Скорочтение и развитие памяти» построены таким образом, чтобы исключить регрессии и расширить поле восприятия информации – научиться во время фиксации воспринимать не одно слово, а группу слов (если поле восприятия увеличить в 3 раза, то на чтение текста автоматически станет затрачиваться в 3 раза меньше времени).

При чтении происходит последовательная работа 3 каналов: зрительного (глаза), речедвигательного (гортань, язык, зубы, небо, губы), слухового. Такая многоступенчатая обработка текста тормозит чтение и снижает качество усвоения прочитанного, потому что:

- при проговаривании глаза слишком долго задерживаются на одном слове (хотя способны сканировать целые комплексы слов);

- скорость чтения привязана к работе органов речи (не более 150-300 слов в минуту);

- человек воспринимает скорее услышанный, чем увиденный текст (хотя глаза могут воспринимать и передавать информацию в мозг в 10000 раз быстрее, чем уши);

- проговаривая, человек внимает скорее словам, чем мыслям.

Текстовая информация может передаваться в мозг напрямую, минуя речь и слух. Побороть стереотип проговаривания текста про себя, подавить речедвигательный рефлекс, предельно сжать внутреннюю речь – значит пройти полдороги к овладению скорочтением.


В целом, основными причинами медленного чтения являются регрессии (возвращения назад); артикуляция (проговаривание текста про себя); малое поле зрения; неэффективная работа анализаторов, доставляющих информацию в мозг; а также слабое внимание, пассивность памяти, вялое мышление, низкая скорость обработки и перебора информации.

 

Поэтому программа курса «Скорочтение и развитие памяти» направлена на развитие скорости мышления и обработки информации (быстрый ответ на вопрос, быстрый поиск нужной информации, нужного слова в словаре, эти качества важны на экзамене, в личном контакте, при поиске работы); развитие зрительной, слуховой и образной памяти.

В программе курса предусмотрены специальные упражнения на развитие различных свойств внимания. В процессе обучения у всех без исключения возрастает объем, устойчивость и концентрация внимания.

 

Т.е. курс очень многогранен и каждый будет брать свой пласт, у каждого свои задачи. Поэтому здесь не сравниваются результаты, каждый работает индивидуально, самостоятельно. И результат зависит даже не столько от начального уровня и способностей, сколько от интенсивности работы, умственных усилий, активного и осознанного участия.

 

В результате обучения на курсе «Скорочтение и развитие памяти» приобретаются следующие умения и навыки:


Ø   Увеличение скорости чтения в 2 – 10 раз;

Ø   Выработка рациональных умений работы с тек­стом, умение быстро и точно выбирать нужные книги из большого объема ли­тературы или нуж­ные тексты из книги.

Ø   Навыки психологической подготовки к чтению.

Ø   Навыки гибкого изменения скорости чтения в про­цессе ра­боты с каждым текстом.

Ø   Быстрый, точный и экономный отбор нужной ин­формации из любых текстов.

Ø   Улучшение качества усвоения прочитанного.

Ø   Активизация внимания, укрепление памяти, при­вычка рабо­тать с высоким уровнем внимания.

Ø   Развитие мышления и навыков самонаблюдения.

Ø   Общая интенсификация интеллектуальной работы.

 

Данная методика совершенствует умение грамотно, быстро и четко оформ­лять свои мысли; позволяет избежать утомляемости во время чтения; дает воз­можность быстро и эф­фективно познакомиться с но­вой информацией, повто­рить весь изученный ма­териал, ус­пешно сдать экза­мены, пройти собеседо­вание. Полученные навыки обра­ботки информации могут способствовать профессиональному росту, успешному карьерному продвижению.

 

Теперь об организационных моментах.

 

Основной курс включает 8 занятий по 3 академических часа. Важно не делать пропусков, особенно первые 4 занятия, т. к. идет постановка взгляда, периферического зрения, убирание артикуляции, т.е. закладывается основа дальнейших умений и навыков.

Первые 4 дня может быть ощущение дискомфорта, т.к. идет тренировка мышц глаз (ощущение как после спортзала, когда давно не занимались. Зато у некоторых после прохождения курса наблюдается улучшение зрения). Первые дни самые сложные, т.к. чтение идет без восприятия, нарабатываем технику, нужно набраться терпения и выполнять упражнения. Нагрузка значительная, но и дети, и взрослые справляются.

Также есть ограничение по начальному уровню скорости чтения. Для прохождения курсов скорочтения начальный уровень должен составлять не менее 100 слов в минуту вслух (потому что именно с этого порога становится возможным восприятие текста напрямую, минуя речь и слух; а также чтение мыслей, сути текста, а не каждого слова в отдельности).

Понятно, что в итоге у каждого будет свой результат и своя скорость чтения. Кто-то говорит: «А, читаю 400 слов – мне хватит», кто-то выходит на значительные результаты, а для некоторых 150 слов в минуту это подарок. В любом случае интеллектуальное развитие получают все.

 


[ | ]